Структура сайта

Разработка структуры сайты — это один из самых важных этапов создания и продвижения сайта. Если Вы рассчитываете получать целевых посетителей из поисковых систем, но при этом не задумываетесь о представлении информации и структуре сайта, то вряд ли будет успешный результат.

Но что сложного составить структуру? Сделать это не так просто, так как нужно учитывать логичность, поисковый спрос, удобство пользования и многое другое. Сегодня я разберу, что такое структура сайта и как оптимально ее сформировать для любого сайта: как для интернет-магазина и сайта услуг, так и для информационных проектов.

Что такое структура сайта?

Структура сайта — это система расположения и взаимосвязи страниц и элементов сайта. Лучше всего её сформировать на этапе создания проекта, чтобы в будущем не пришлось столкнуться с проблемами потери трафика и дополнительными расходами на доработку сайта.

Правильная структура сайта — это представление информации таким образом, чтобы:

  • пользователь получал ответ на свои ожидания,
  • пользователь понимал, как сайт устроен и как это работает,
  • повышалась вовлеченность пользователя,
  • улучшалось представление сайта в поисковых системах.

Кроме этого, есть масса плюсов от ее формирования:

  • будет план по развитию проекта: какие страницы необходимо создать, сколько нужно контента и т.д.
  • сможете спрогнозировать расходы на проект.

Пример части структуры сайта для интернет-магазина подарков:

Какие страницы необходимо создать, где будут размещены ссылки на них, какой контент и как будет представлен на данных документах — это то, что необходимо решить на этапе формирования структуры сайта. Как это сделать? Разберем поэтапно.

Как создать структуру сайта самостоятельно?

Существует несколько способов:

  • на основе поискового спроса;
  • на основе анализа конкурентов;
  • на основе личного опыта и понимания ниши.

Самый эффективный — комбинированный, то есть — использовать все способы.

Подбор семантического ядра

Первый делом собираем полное семантическое ядро — список ключевых слов для продвижения. Для этого можно и нужно использовать все источники данных:

  • Используем поисковые подсказки и рекомендации в Яндексе и Google;
  • Сервисы для аналитики (например, яндекс.метрика);
  • Базы данных (MOAB и т.д.);
  • На основе личного опыта и анализа конкурентов проверяем, все ли запросы учли, не пропустили синонимы и т.д.

Задача — получить полный список слов (кому интересно, я недавно публиковал статью про типы поисковых запросов). Для этого используем специальные сервисы и программы: я использую KeyCollector — отдельная статья по данному инструменту скоро будет в блоге, подписывайтесь на обновления.

При анализе конкурентов можно оценить:

  • типы страниц и реализацию структуры;
  • объем структуры сайта, чтобы понимать примерный масштаб работы;
  • непроработанные страницы, по которым у Вас есть шанс занять место первым;
  • интересные решения в реализации посадочных страниц, например:
    • для продвижения по всем городам России;
    • страницы с отзывами о товарах для получения дополнительного трафика;
    • страницы для запросов «недорого», «дешево» и т.д.

После сбора данных, необходимо избавиться от мусора, нецелевых и непопулярных ключевых слов. Таким образом, мы сразу получаем готовый список запросов, примерное представление о структуре, а самые внимательные — фишки конкурентов и новые способы для получения трафика. Пример того, что должно получиться:

Кластеризация запросов

Следующий этап — кластеризация (группировка) запросов. То есть, объединяем запросы, решающие 1 проблему пользователя, в группы. Примеры групп запросов:

1 группа — страница для заказа визиток, запросы:

  • визитки;
  • печать визиток;
  • заказать визитки;
  • изготовление визиток;
  • заказ визиток;
  • и т.п.

2 группа — страница с конструктором визиток:

  • визитки онлайн конструктор бесплатно с распечаткой;
  • визитки онлайн конструктор;
  • визитка онлайн конструктор бесплатно;
  • создание визиток конструктор;
  • и т.д.

Аналогичным образом разбиваются все запросы на группы. Эффективней использовать разбивку с учетом поисковой выдачи. Онлайн-сервисы помогут Вам в решении данной задачи:

  • just-magic.org
  • engine.seointellect.ru
  • rush-analytics.ru

Есть масса аналогов, по качеству все работают примерно одинаково. Данные инструменты лишь помогают Вам (программа не может думать за Вас) и необходимо вручную пересмотреть группировку.

Определение посадочных страниц и построение структуры сайта

После того, как все группы будут готовы, необходимо определить посадочную страницу (существующую на сайте или новую). 1 группа = 1 посадочная страница.

Таким образом, у Вас получается файл с разбивкой всех запросов на группы и посадочные страницы. Для удобства, желательно, наглядно представить размещение групп (можно сделать в виде иерархии или древовидной структуры сайта).

Обычно я составляю в этом же файле title, h1, description и другие элементы для оптимизации посадочной страницы.

Удобная навигация

После создания наглядной эффективной структуры сайта, необходимо уделить внимание расположению элементов на сайте для удобства пользователя и эффективного продвижения. Для этого необходимо сделать все страницы второго уровня вложенности (в крайнем случае — третьего). Засунуть все страницы в меню однозначно не получится, так как пользователь запутается в нем. Что делать? Использовать разные зоны.

  • меню сайта. Стараемся максимально засунуть все ссылки на продвигаемые страницы в меню сайта. Пример меню, где много элементов и все выглядит удобно: www.tehnosila.ru
  • сайдбар сайта. Можно добавить дополнительные блоки со ссылками в сайдбар. А также использовать фильтры для перелинковки сайта.
  • вывод ссылок в контентной части на главной странице;
  • создание карты сайта в формате html с выводом всех ссылок на посадочные страницы. Ссылку на карту можно разместить на главной странице или в нижней части сайта. Благодаря этому, все продвигаемые страницы будут третьего уровня;
  • вывод ссылок на карточках товара.

Это лишь малая часть возможной навигации на сайте. Для каждого сайта можно придумать интересные решения. Идеально представить структуру — сложно, поэтому необходимо постоянно дорабатывать ее и оценивать эффективность. Полезно также привлекать пользователей сайта к формированию структуры, устраивая опросы и тесты.

Формирование структуры URL-адресов

Основные требования к URL-адресам:

  • каждая страница сайта должна иметь свой URL;
  • желательно использовать вхождение ключевых слов;
  • при частом повторе слов в URL — страница может не индексироваться. Например, страница: albakoff.ru/seo/seo/seo/seo/;
  • все буквы строчные;
  • использовать ЧПУ;
  • между словами использовать тире;
  • отсутствие лишних символов, например: №, ~, ‘ и др.;
  • использование одного формата для URL-адресов.

По возможности соблюдайте четкую ссылочную структуру, т.е. каждый документ должен относиться к своему разделу. Например: сайт.рф/бытовая-техника/газовые-плиты/.

Формирование структуры посадочных страниц

Последний вопрос, который я хотел бы разобрать — это представление информации на посадочных страницах. Задача — сформировать структуру страницы таким образом, чтобы:

  • она была удобна для пользователя;
  • отвечала на его ожидания;
  • было желание совершить действие (заказать услугу, положить товар в корзину, оставить комментарий и т.д.);
  • максимально использовались все зоны для вхождения ключевых слов. Таким образом, мы получаем дополнительные вхождения без спама.

Разберем внешнюю структуру проекта для разных сайтов.

Представление информации для посадочной страницы сайта-услуг

Речь идет про представление контента. Элементы в шапке сайта, сайдбаре и нижней части лучше всего формировать с учетом коммерческих факторов ранжирования.

Таким образом, у нас получается на странице вся необходимая для пользователя информация + вхождения ключевых слов. Я постарался взять самое основное, но никто не мешает Вам добавить дополнительную информацию, например, о сотрудниках, которые занимаются уборкой и т.д.

Представление информации для интернет-магазина

При работе с интернет-магазинами необходимо понимать, где сконцентрирован трафик. Часть товаров ищут по категориям (например, подарки, кольца и т.д.), а часть по карточкам товаров (телефоны: iphone 7, samsung s7 и т.д.). С учетом этого необходимо оптимизировать представление каталога и карточки товара. Ниже пример страницы категории.

Для информационных сайтов все намного проще. Пример — данный материал (заголовок, введение, содержание материала, полный материал, комментарии).

Кейс

Я считаю структуру сайта основной работой, которая требует много сил и времени для качественной проработки. Если не сформировать ее сразу, то Вы теряете:

  • целевых посетителей, то есть покупателей и читателей;
  • время, так как Вам придется в будущем опять заняться решением данного вопроса.

Пример результата от реализации правильной структуры сайта:

  • Сайт создан в ноябре 2016 года;
  • Количество страниц на данный момент: 67.

На сайте проводились все описанные в данном материале работы + проработка базовой оптимизации: технический аудиткопирайтинг, перелинковка и т.д.). Итог:

Благодаря качественной проработке сайта, а именно — структуры проекта, получилось достигнуть результата для нового молодого сайта. А на что Вы уделяете внимание при продвижении? Делитесь в комментариях.

Комментарии

4 коментария

  • Марк Гольцев
    09.07.2017 в 19:18

    Нормально заморочились:)

  • seoonly.ru
    09.07.2017 в 21:42

    Реально полезно! Спасибо!

  • abramov
    12.09.2017 в 11:05

    Нетленка! Спасибо большое, Руслан!

  • Роман
    07.12.2017 в 19:58

    Иногда, при создании сайта с нуля, а именно блога, не понятно как создать структуру. Т.к. не знаешь о чем будешь писать.

Добавить комментарий

Читайте также: