Коммерческие факторы ранжирования
Коммерческие факторы ранжирования (КФ) — совокупность запросонезависимых данных, на основе которых определяется, вызывает сайт доверие, желание и возможность совершить транзакцию у потенциальных посетителей или нет. Являются одним из критериев оценки релевантности сайта.
История появления
Впервые Яндекс объявил о введении КФ в ноябре 2011 года. Но намеки появлялись и в 2010 году, когда в блоге отечественного поисковика появилась статья с размышлением о том, что скоро придется научиться оценивать качество услуги.
Раньше, все коммерческие интернет-ресурсы были похожи один на другой:
- Интернет-магазины: одни и те же товары на сайтах, страницы разделов, оптимизированные тексты под них + мета-теги
- Сайты услуг представляли из себя просто страницы с разными услугами, которые тоже у всех одинаковые
В сложившейся ситуации — определить, какой сайт ставить выше, а какой ниже на странице результатов поиска — было сложно. Это породило создание нового фактора.
Основная задача поисковой системы — удовлетворить запрос пользователя. А для этого необходимо, чтобы он мог найти необходимый ресурс, на котором он быстро и легко получит необходимую информацию или сможет совершить желаемое действие (купить товар, ознакомиться с ценами и т.д.)
Свойства, которыми должен обладать сайт-услуг или интернет-магазин для того, чтобы пользователь превратился из посетителя в клиента — являются коммерческими факторами ранжирования. Определялись на основе:
- надежности и доверия компании
- качества оказания услуги (сервис/обслуживание)
- удобства выбора и использования
- дизайна
Таким образом, Яндекс отдает предпочтение сайтам, где пользователь не будет бояться отдать свои деньги, найдет нужный ему товар, с доставкой при необходимости, или услугу, получит обслуживание высокого уровня и будет обрадован скидками и акциями.
Чек-лист коммерческих факторов
Понять, что такое коммерческие факторы ранжирования и как с ними работать SEO оптимизаторам, помог доклад представителей Яндекса в 2013 году: Quality-biased Ranking for Queries with Commercial Intent (Ранжирование коммерческих сайтов). Из этого доклада стало понятно, что должно быть на коммерческом проекте, а от чего лучше отказаться. Итак, оценивается сайт по следующим критериям:
- Контактная информация, доступная для пользователей в разных зонах и страницах сайта
- Активность бренда в социальных сетях — наличие групп и страниц в соц. сетях, активность компании и аудитории
- Отсутствие рекламы
- Ассортимент товара
- Представление товара на ресурсе — хорошее описание, использование графической информации, видео-роликов и т.д.
- Сервис доставки
- Способы для связи с магазином: обратная связь, online-консультант
- Специальные предложения, скидки, акции
- Привлекательность доменного имени
- Средняя длина и уровень вложенности URL адресов
- Соответствие заголовка страницы ее содержимому
Правильная работа с коммерческими факторами — залог успеха проекта. Учитывая, что работать с ними просто и быстро, но до сих пор многие игнорируют данную группу показателей и не подозревают, какую долю трафика (соответственно — продаж) потеряли.
При работе с коммерческими факторами — нет точных значений. Главное, быть лучшим в нише. А для этого поможет анализ конкурентов + анализ смежных ниш и заимствование фишек. Но есть базовые зоны, которые нужно прорабатывать практически на каждом сайте:
Правильное оформление шапки сайта
В шапку сайта необходимо поместить довольно много полезной информации. Многие ее используют неэффективно, не предоставляя пользователям необходимых данных. Шапка сайта — это первое, что видит посетитель сайта. Постарался максимально подробно охватить все (пишите в комментариях, если что-то забыл — добавим). Итак, работаем над следующими элементами:
- Дизайн — современная шапка сайта. Иногда достаточно отрисовать только шапку сайта и у сайта появляется совершенно иной вид и смотрится получше.
- Меню — простое, структурированное и продуманное. Если оно большое — лучше переделать!
- Наличие контактного телефона. В коде html должен быть в виде текста, а не картинкой! Используем правильное оформление: +7 (код) 123-34-45 / 8 (800) 123-34-45
- Адрес офиса, куда может обратиться клиент (с указанием региона). Например, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 34. Дополнительно указываем ссылку на схему проезда, либо делаем схему проезда в сплывающем окне
- Режим работы, например: ПН. ПТ. 09.00 — 18. 00
- e-mail на своем домене, например: ok@amAlbakov.ru
- Функционал заказа обратного звонка
- Функционал «написать письмо»
- Наличие формы обратной связи с призывом (например, Бесплатная консультация, Рассчитать стоимость проекта и т.д.)
- Ссылки на страницы проекта в соц. сетях
- Выбор региона — пользователям удобней сразу перейти в нужный регион
- Логотип компании с текстовым описанием деятельности или заголовка
- Поиск по сайту с корректной отработкой
- Корзина для интернет-магазинов с информацией по кол-ву товаров и общей сумме заказа.
Пример приятной шапки сайта:
Главная страница сайта
Главная страница — это зона, над которой необходимо работать в первую очередь. Какую информацию необходимо предоставить пользователям?
- Слайдер с правильной информацией. Если на сайте используется слайдер, то обязательно необходимо следить за его содержанием. Большинство просто не обращают на это внимание и используют его только для красоты. А тем временем, он занимает большое пространство и часто отвлекает пользователей от нужной информации. Идеально, если в слайдере есть форма захвата (обратной связи).
- Информация о акциях и специальных предложениях. Не нужно выводить абсолютно все, для этого есть подходящий раздел. Но указать хотя бы одну акцию, которая привлечет внимание пользователей — будет полезно.
- Всплывающие окна не должны раздражать пользователей. Изучайте свою аудиторию и следите за вебвизором хоть иногда.
- Инфографика. Главная страница при продвижении сайта используется в качестве посадочной для жирных запросов. А для них не редко пишутся большие тексты. Необходимо разбавлять их инфографикой.
- Понятная информация о вас. Пользователь должен получить ответы на следующие вопросы: кто вы, чем занимаетесь, в чем ваше уникальное торговое предложение (утп), почему он должен обратиться к вам и сделать это прямо сейчас
- Наличие товара, если это интернет-магазин
Страница с контактной информацией
Важная страница на сайте, которой необходимо уделять должное внимание:
- Наличие телефонов с правильным оформлением. Если есть дополнительные номера, например, определенных отделов — можно указать.
- Адрес офиса с указанием региона и индекса. Если есть дополнительные адреса, указываем. К примеру, это могут быть точки вывоза товара.
- Режим работы
- Email адреса
- Форма обратной связи, если пользователь захочет написать сообщение
- Схема проезда. Тут помогут интерактивные карты Яндекс или Google
- Реквизиты компании
- Информация о филиалах
- Активные страницы менеджеров в социальных сетях
- Фото входа, здания, проходной; видео проезда, чтобы пользователь мог легко сориентироваться на месте
- Другие способы связи (skype, telegram, whatsapp, факс и т.п.)
Пример приятной страницы с контактной информацией, но которая все еще содержит ошибки (можете указать их в комментариях):
Наличие в справочниках
Не забывайте разместить ваш проект в разных справочниках. Отлично подойдут городские порталы, местные доски объявлений, каталоги компаний и т.д. Основные сервисы, которые необходимо использовать:
- Яндекс.Справочник — бесплатное добавление с премодерацией. Сотрудники могут прозванивать и проверять действительность предоставленных данных
- Google.Адреса — бесплатное добавление. Почтой пришлют код, который необходимо будет подтвердить
- Крупные справочники, каталоги компаний, сайты вакансий и т.д., в которые Вы можете добавить свой сайт (бесплатно/платно): например, 2gis.ru
Страницы разделов у интернет-магазина
Разделы (подразделы) — это страницы, которые приносят основной трафик сайту с поисковых систем. (если на сайте построена правильная структура сайта). Что должно быть на данных страницах?
- Большой ассортимент товара: карточки товара с наименованием, ценой и картинкой
- Кнопка «В корзину» с соответствующим функционалом
- Кнопка «Купить в 1 клик» с соответствующим функционалом
- При клике на изображение или ссылку — пользователь попадает на карточку товара
- Основные характеристики товара или краткое описание
- Рейтинг товара
- Отметки на товаре: Новинка недели, Хит продаж и т.п. или отдельный блок с данными товарами определенного раздела
- Срок доставки
- Кнопка «Сравнить» / «Добавить к сравнению»
- Наличие товара (на складе, отсутствует и т.д.)
- Описание раздела (не нужно вставлять сплошной неудобный текст до товаров). Работайте над удобством для пользователя
- Блоки товаров с рекомендациями от магазина. Как вариант, использовать блок перелинковки с другими разделами
- Быстрый просмотр товара
- Функционал по скрытию товаров, которых нет в наличии (фильтром и т.д.)
- Отсутствующие товары выведены в самом конце раздела
- Фильтр товаров по цене, популярности, отзывам и т.д.
- Фильтр товаров по характеристикам
- Страницы из фильтра не являются мусорными (правильная реализация тегирования)
- Все товары — релевантны разделу
Пример неплохой страницы, но все равно есть мелочи, которые можно было бы исправить:
Карточка товара
На странице с карточкой товара предоставляем следующую информацию:
- Название товара (читаемое)
- Изображение товара. Желательно несколько хороших фотографий. Лучше заимствованные фотографии отличного качества, чем плохие свои.
- Видео обзор товара. Пользователь не может оценить товар вживую и поэтому, ему легче посмотреть обзор, чтобы принять решение о покупке.
- Цена. На странице кроме указания самой стоимости, необходимо указать и слово «цена»
- Артикул товара
- Кнопка «в корзину» с соответствующим функционалом
- Кнопка «Купить в один клик» с соответствующим функционалом
- Рейтинг товара
- Отметка «Лидер продаж» и т.п.
- Информация о доставке товара, сроках, пунктах выдачи
- Информация о способах оплаты
- Наличие товара
- Поле выбора кол-ва товаров
- Основные характеристики товара в краткой форме + все характеристики
- Краткое описание товара
- Функционал для сравнения товара
- Отзывы, сертификаты, лицензия
- Гарантия
- Возможность выбора размера, цвета и т.д.
- Ссылки share для репоста в соц. сети с призывом к действию
- Если товара нет в наличие — функционал «сообщить о поступлении», предложение альтернативы
Дополнительные пункты
Перечислить полный чек-лист — не хватит одной статьи. Пунктов довольно много и все зависит от конкретного сайта и задачи. Кратко пробежимся по оставшимся пунктам, которые подходят как для интернет-магазина, так и для сайта услуг:
- Форма онлайн-заказа (расчет стоимости, обратная связь и т.д.)
- Наличие онлайн консультанта и его присутствие в чате в рабочее время
- Наличие прайс-листа для сайта-услуг
- Наличие цен для интернет-магазина
- Наличие кнопки «заказать» для сайта-услуг
- Хорошо проработанная страница О компании (история компании, миссия, документы, сотрудники, офис и т.д.)
- Новости на сайте, которые обновляются минимум дважды в месяц
- Наличие раздела «Акции и спец. предложения»
- Наличие «Отзывов» на сайте
- Наличие качественных фотографий
- Страница «Гарантии» с информацией о том, что делать, если пользователь получил бракованный товар или услуга оказана ненадлежащим образом
- Страница с информацией о доставке (сроки и способы)
- Страница с информацией о оплате (способы)
- Раздел с ответами на часто задаваемые вопросы пользователей
- Наличие сайта в соц. группах
- Отсутствие рекламы
Влияние коммерческих факторов на примере одного сайта
Большой Интернет-магазин по продаже электротоваров. У проекта были проблемы со слабой проработкой коммерческих факторов. Внесли изменения и получили дальнейший рост проекта..
Все внедрения производились со стороны клиента. Максимально внести все мои рекомендации по коммерческим факторам не получилось, но основную часть работ выполнили. В сентябре был заметен уже рост проекта:
А в январе проект посетило более 18 000 посетителей (с учетом того, что были праздники и выходные дни).
В марте уже был сезон и пиковые значения.
Коммерческими факторами вы увеличиваете не только трафик на сайте, но и продажи.
0 комментариев