Как провести технический аудит сайта?
Технический аудит сайта — это комплекс работ, позволяющий выявить ошибки и проблемы, влияющие на индексацию и ранжирование в поисковых системах. Результатом анализа сайта является техническое задание (отчет) с описанием всех найденных ошибок и рекомендациями по их исправлению.
Ошибки на сайте могут привести к ухудшению ранжирования и полному исключению сайта из результатов поиска, а также влиять на качество и скорость индексирования страниц сайта.
Сегодня я полностью разберу, что такое технический аудит, кем и как он проводится и для чего необходим. Я рассмотрю все на примерах и приведу чек-лист работ. Если вдруг останутся вопросы или что-то будет непонятно, обязательно задавайте свои вопросы в комментариях!
Цель аудита: анализ технических параметров сайта для выявления и исправления всех ошибок.
Периодичность: данные работы обязательно проводятся при старте SEO-продвижения, а также в ходе дальнейшей жизни проекта. Связано это с тем, что любой хороший сайт дорабатывается и обновляется. Таким образом, существует вероятность, что на ресурсе появятся новые ошибки, которые лучше исправить сразу, чем они успеют негативно сказаться на ранжировании сайта.
А нужно ли это мне? Данные работы можно не проводить, если только невозможно исправить на Вашем сайте найденные ошибки.
Технические ошибки на сайте влияют на индексацию и ранжирование. Чек-лист помогает лишь выявить большинство проблем, но иногда приходится сталкиваться с ошибками, которые стандартными способами не выявить. Такое случается редко, но SEO-специалист должен индивидуально подходить к каждому ресурсу.
Подготовительные работы
При проведении полного технического аудита нам понадобится доступ в сервисы:
- Яндекс.Вебмастер [webmaster.yandex.ru] — разберем детально ниже;
- Search Console от Google [www.google.com/webmasters/] — разберем детально ниже;
- Яндекс.Метрика. Тут нам интересны для технического аудита данные о времени загрузки страниц. Информация находится в разделе «Отчеты» — «Стандартные отчеты» — «Мониторинг» — «Время загрузки страниц». Если заметили аномалию — необходимо разбираться. При желании можно пользоваться Google Analytics.
Сервисы являются бесплатными и позволяют получить первичную полезную информацию. Если еще не добавились, самое время сделать это.
Чек-лист технического аудита сайта
Ниже перечень всех ошибок, которые нужно проверить. Если Вам нужен именно excel-файл с чек-листом — подпишитесь на рассылку и напишите мне на почту info@albakoff.ru. Поделюсь бесплатно!
Проверка сайта в Яндекс.Вебмастер
У нового Яндекс.Вебмастера появилось много возможностей для оптимизатора. Поэтому необходимо проверить:
- проблемы сайта в разделе «Диагностика сайта».
Важно, чтобы у сайта не было «фатальных» и «критичных» ошибок. Желательно исправить и «возможные проблемы», но их существование не так критично.
- нарушения сайта в разделе «Диагностика»- «Безопасность и нарушения».
В данном разделе показаны ошибки, которые представляют угрозу для посетителей (например, из-за вирусов, загрузки нежелательного ПО и т.д.) или для естественного ранжирования (например, из-за использования SEO-ссылок).
- выбор главного зеркала в разделе «Индексирование» — «Переезд сайта».
Страницы сайта с www и без него (например, www.albakoff.ru и albakoff.ru) — это не одно и то же для робота поисковых систем. Чаще всего они являются дублями. Аналогично и с http/https. Необходимо выбрать главное зеркало и указать его.
- присвоение региона в разделе «Информация о сайте» — «Региональность».
Проверьте, правильно ли присвоен регион сайту. Поисковые системы учитывают регион при ранжировании сайтов, если это необходимо. Например, если я хочу заказать «строительство дома» и буду искать подходящую компанию, то мне интересны только местные организации, где я смогу посетить офис и обсудить все детали.
Но если я буду искать «биографию Пушкина», то мне и поисковым системам не важен регион сайтов. Кроме Яндекс.Вебмастера, регион желательно присвоить в Яндекс.Справочнике. Подробнее в статье про региональное продвижение сайтов.
Данный инструмент позволяет исправить лишь часть ошибок на сайте. Кроме этого, он не всегда отображает наложенные санкции. Если есть подозрения на санкции, напишите письмо в техподдержку Яндекса.
Проверка сайта в Search Console от Google
Находится по адресу: www.google.com/webmasters/. Тут нам необходимо проверить:
- информацию в разделе «Сообщения».
Тут Вы найдете уведомления о резком росте ошибок на сайте, недоступности и т.д.
- меры по борьбе с веб-спамом в разделе «Поисковый трафик» – «Меры, принятые вручную».
- наличие ошибок при обходе сайта в разделе: «Сканирование» – «Ошибки сканирования» + «Проблемы безопасности».
Тут Вы найдете, например, информация о 404-ых ошибках (битых ссылках) на сайте, известных роботу. Поставьте правильную ссылку, либо удалите ее с документа.
- проблемы с содержанием Вашего сайта в разделе «Вид в поиске» – «Оптимизация HTML».
Тут отображаются ошибки, связанные с тегами заголовка и метаописания:
- кроме проверок, необходимо указать основной домен сайта в разделе «Настройки сайта».
Основные параметры
- Страницы сайта должны иметь постоянный URL-адрес. Разберем на примере частой ошибки: у интернет-магазина присутствует множество категорий. Товар может находиться в любой из них. URL формируется в зависимости от того, через какой раздел мы попадаем в карточку товара. Таким образом создаются дубли: у одной карточки товара несколько URL-адресов в зависимости от категории;
- Каждая страница, которая доступна для индексации, должна иметь уникальный Title;
- На сайте желательно использовать ЧПУ с вхождением ключевых слов;
- У сайта должен быть привлекательный фавикон!
Проверка индексации сайта
Индексация — это процесс обхода сайта роботами поисковых систем и включения в базу поисковой системы. Для продвижения важны полнота и качество индексации сайта. Дубли, мусорные и служебные страницы не должны попадать в базу. Но посадочные (продвигаемые) страницы обязательно должны быть в индексе. Количество страниц в индексе можно посмотреть в вебмастере или при помощи операторов:
Сравнивать число страниц, находящихся в индексе, с числом посадочных страниц для продвижения — неправильно, т.к. вместо посадочных, может быть такое же количество мусорных страниц. Но кол-во страниц в Яндексе и Google должно быть примерно одинаковым (только если под одну из ПС Вы не делаете дополнительных посадочных страниц), после детальной проработки следующих пунктов:
- Настройка главного зеркала.
Кроме указания в вебмастере Яндекса и Google, необходимо дополнительно указать главное зеркало сайта в файле robots.txt и настроить 301 редирект со всех страниц неосновного зеркала на основное.
Например, для данного сайта главным зеркалом является: https://albakoff.ru/. Соответствующая запись об этом есть в файле robots.txt:
Важно: если Вы продвигаете сайт с https, то главное зеркало у Вас с https. В поле host необходимо указать домен с протоколом: https://albakoff.ru/.
Кроме этого, должен быть настроен 301 редирект со всех страниц неосновного зеркала.
Если Вы перейдете со страницы c www: http://www.albakoff.ru/poiskovye-zaprosy-klassifikatsiya-tipy-vidy/, то произойдет перенаправление на соответствующую страницу без www: https://albakoff.ru/poiskovye-zaprosy-klassifikatsiya-tipy-vidy/.
- Посадочные страницы открыты для индексирования. Необходимо проверить файл robots.txt, мета тег robots и указание канонической страницы.
- Мусорные страницы должны быть закрыты от индексирования:
- Дубли — документы, которые полностью или частично дублируют другие документы;
- Результаты поиска на сайте;
- Страницы фильтров, печати, сортировок и т.д., если они не являются посадочными;
- Служебные страницы: корзина сайта, кабинет пользователя, профили, страница регистрации и т.п.;
- Коды скриптов CSS, javascript, картинки открыты для индексирования;
Проверка кода страниц сайта
- Правильное использование <noindex> на сайте (полезный контент сайта не закрыт от индексирования);
- Чистый код сайта — валидация без ошибок (validator.w3.org), отсутствие больших кусков кода javascript и стилей в html;
- Пользователи и роботы видят одинаковый контент сайта;
- Правильное использование заголовков h1-h6. Хотя это и не является обязательным сегодня, но рекомендую правильно строить структуру документа. А именно: наличие одного (и только одного!) заголовка h1 на странице, а также соблюдение иерархии и последовательности следующих заголовков;
- Номера телефона, адреса, пункты в меню и другой контент написан текстом, а не вставлен картинкой;
- Выделение слов жирным или курсивом придает им больший вес, но не нужно выделять ключевые слова данным способом;
- Для картинок заполнен атрибут alt (описание должно содержать информацию о содержимом картинки). Атрибут title можно не использовать для картинок и ссылок.
Проверка ответа сервера, наличие редиректов, битых и внешних ссылок
- Ответ сервера «200 ОК» должны отдавать все страницы, доступные для пользователя;
- Отсутствие редиректов внутри сайта. Для этого нужно получить список всех страниц сайта с кодом ответа сервера 30х (например: 301, 302 …). На страницах, где данные ссылки размещены — необходимо либо полностью убрать ссылки, либо поставить правильные ссылки без редиректов. Для получения списка страниц можно использовать NetPeak Spider или Screaming Frog Seo Spider;
- Отсутствие битых ссылок на сайте. Проверяем аналогично редиректам, только ищем страницы с кодом ответа сервера 40х (например: 404, 403 …);
- Использование внешних ссылок сведено к минимуму для сохранения веса страниц;
Проверка 404 страницы
Все несуществующие страницы должны отдавать код ответа сервера «ошибка 404», если с них не настроен 301 редирект на новую страницу. Требования к данной странице:
- пользователь должен понимать, что находится на странице с несуществующей страницей и по какой причине;
- у пользователя должно быть решение проблемы, например: форма поиска или другие полезные страницы.
Пример страницы:
Наличие карты сайта
- Карта сайта sitemap.xml — обновляемый файл, указанный в robots.txt и отдельно загруженный в Яндекс- и Google-вебмастер;
- Карта сайта в формате html, если существуют страницы сайта с уровнем вложенности больше 3-его;
Удобство для пользователя
- Быстрый ответ сервера и скорость загрузки страниц сайта;
- Правильное отображение сайта в различных браузерах;
- Адаптация сайта под мобильные устройства;
- Текст на сайте является уникальным, а контент удобно читать и воспринимать. На сайте нет сплошного текста без подзаголовков и картинок. Размер шрифта не должен быть слишком маленьким или большим. При необходимости используются списки;
- Использование ЧПУ и нормальной структуры сайта.
Если сайт не индексируется, а я все исправил?
Если вдруг у Вас проблемы с индексацией сайта, то план действий следующий:
- напишите в тех. поддержку Яндекса. Иногда бывает, что ошибка на стороне поисковика.
- перепроверьте полностью сайт на наличие ошибок. Возможно, у Вас генерируется огромное количество дублирующих страниц, на сайте неуникальный контент или еще что-то.
- поработайте над структурой сайта, меню и перелинковкой. Желательно, чтобы все страницы были 2-3 уровня вложенности.
- добавьте только непроиндексированные страницы в sitemap.xml.
- еще раз проверьте файл robots.txt, мета-тег robots и указание канонической страниц.
А также может быть, у Вас домен с плохой историей. Проверьте ее в вебархиве и по упоминаниям в поиске.
Оформление технического аудита
После проведения аудита, необходимо составить отчет, который должен содержать:
- техническое задание для программиста — это список ошибок и проблем на сайте, которые нужно устранить. ТЗ должно содержать точное указание того, что необходимо сделать программисту;
- отчет для клиента — список всех проверенных по чек-листу пунктов, словарь терминов и т.д.;
Желательно сопровождать рекомендации примерами (как сделано сейчас и как должно быть), скриншотами, таблицами, которые будут доказывать необходимость внедрения рекомендаций. Оптимального объема для технического аудита не существует и он зависит от количества ошибок на сайте.
После внесения всех правок на сайт, желательно еще раз перепроверить корректность работы программиста. Частая ошибка: появление новых ошибок после исправления старых (и тут дело не только в исполнителе, но в системе управления сайтом).
Что значит отсутствует fn , в гугле выдает сто с мелочью страниц с этой ошибкой. Нигде не могу найти ответ.
Скорее всего есть ошибки с микроразметкой на сайте. Пришлите перечень страниц на почту ok@amAlbakov.ru — разберем на примере.
Руслан, у меня на сайте много редиректов, я переделывала заголовки статей с ВЧ на НЧ. Как чисто технически удалить ссылки с редиректами? Я что-то не знаю. Подскажите.
Почему редиректы появились? При смене заголовков страниц — лучше сохранять URL документа (иначе теряется возраст документа).
У меня эти редиректы стоят больше года и сайт таскает лишний огромный груз. На схеме в Яндекс вебмастере это очень хорошо видно. Запретила категории, которых больше нет и удаляю понемногу статьи вручную.
Благодарю за толковую статью по техническому аудиту. Столько всего может быть, что мешает нормальной работе сайта…