Как провести технический аудит сайта?

Технический аудит сайта — это комплекс работ, позволяющий выявить ошибки и проблемы, влияющие на индексацию и ранжирование в поисковых системах. Результатом анализа сайта является техническое задание (отчет) с описанием всех найденных ошибок и рекомендациями по их исправлению.

Ошибки на сайте могут привести к ухудшению ранжирования и полному исключению сайта из результатов поиска, а также влиять на качество и скорость индексирования страниц сайта.

Сегодня я полностью разберу, что такое технический аудит, кем и как он проводится и для чего необходим. Я рассмотрю все на примерах и приведу чек-лист работ. Если вдруг останутся вопросы или что-то будет непонятно, обязательно задавайте свои вопросы в комментариях!

Цель аудита: анализ технических параметров сайта для выявления и исправления всех ошибок.

Периодичность: данные работы обязательно проводятся при старте SEO-продвижения, а также в ходе дальнейшей жизни проекта. Связано это с тем, что любой хороший сайт дорабатывается и обновляется. Таким образом, существует вероятность, что на ресурсе появятся новые ошибки, которые лучше исправить сразу, чем они успеют негативно сказаться на ранжировании сайта.

А нужно ли это мне? Данные работы можно не проводить, если только невозможно исправить на Вашем сайте найденные ошибки.

Технические ошибки на сайте влияют на индексацию и ранжирование. Чек-лист помогает лишь выявить большинство проблем, но иногда приходится сталкиваться с ошибками, которые стандартными способами не выявить. Такое случается редко, но SEO-специалист должен индивидуально подходить к каждому ресурсу.

Подготовительные работы

При проведении полного технического аудита нам понадобится доступ в сервисы:

  • Яндекс.Вебмастер [webmaster.yandex.ru] — разберем детально ниже;
  • Search Console от Google [www.google.com/webmasters/] — разберем детально ниже;
  • Яндекс.Метрика. Тут нам интересны для технического аудита данные о времени загрузки страниц. Информация находится в разделе «Отчеты» — «Стандартные отчеты» — «Мониторинг» — «Время загрузки страниц». Если заметили аномалию — необходимо разбираться. При желании можно пользоваться Google Analytics.

Сервисы являются бесплатными и позволяют получить первичную полезную информацию. Если еще не добавились, самое время сделать это.

Чек-лист технического аудита сайта

Ниже перечень всех ошибок, которые нужно проверить. Если Вам нужен именно excel-файл с чек-листом — подпишитесь на рассылку и напишите мне на почту info@albakoff.ru. Поделюсь бесплатно!

Проверка сайта в Яндекс.Вебмастер

У нового Яндекс.Вебмастера появилось много возможностей для оптимизатора. Поэтому необходимо проверить:

  • проблемы сайта в разделе «Диагностика сайта».

Важно, чтобы у сайта не было «фатальных» и «критичных» ошибок. Желательно исправить и «возможные проблемы», но их существование не так критично.

  • нарушения сайта в разделе «Диагностика»- «Безопасность и нарушения».

В данном разделе показаны ошибки, которые представляют угрозу для посетителей (например, из-за вирусов, загрузки нежелательного ПО и т.д.) или для естественного ранжирования (например, из-за использования SEO-ссылок).

  • выбор главного зеркала в разделе «Индексирование» — «Переезд сайта».

Страницы сайта с www и без него (например, www.albakoff.ru и albakoff.ru) — это не одно и то же для робота поисковых систем. Чаще всего они являются дублями. Аналогично и с http/https. Необходимо выбрать главное зеркало и указать его.

  • присвоение региона в разделе «Информация о сайте» — «Региональность».

Проверьте, правильно ли присвоен регион сайту. Поисковые системы учитывают регион при ранжировании сайтов, если это необходимо. Например, если я хочу заказать «строительство дома» и буду искать подходящую компанию, то мне интересны только местные организации, где я смогу посетить офис и обсудить все детали.

Но если я буду искать «биографию Пушкина», то мне и поисковым системам не важен регион сайтов. Кроме Яндекс.Вебмастера, регион желательно присвоить в Яндекс.Справочнике. Подробнее в статье про региональное продвижение сайтов.

Данный инструмент позволяет исправить лишь часть ошибок на сайте. Кроме этого, он не всегда отображает наложенные санкции. Если есть подозрения на санкции, напишите письмо в техподдержку Яндекса.

Проверка сайта в Search Console от Google

Находится по адресу: www.google.com/webmasters/. Тут нам необходимо проверить:

  • информацию в разделе «Сообщения».

Тут Вы найдете уведомления о резком росте ошибок на сайте, недоступности и т.д.

  • меры по борьбе с веб-спамом в разделе «Поисковый трафик» – «Меры, принятые вручную».
  • наличие ошибок при обходе сайта в разделе: «Сканирование» – «Ошибки сканирования» + «Проблемы безопасности».

Тут Вы найдете, например, информация о 404-ых ошибках (битых ссылках) на сайте, известных роботу. Поставьте правильную ссылку, либо удалите ее с документа.

  • проблемы с содержанием Вашего сайта в разделе «Вид в поиске» – «Оптимизация HTML».

Тут отображаются ошибки, связанные с тегами заголовка и метаописания:

  • кроме проверок, необходимо указать основной домен сайта в разделе «Настройки сайта».

Основные параметры

  • Страницы сайта должны иметь постоянный URL-адрес. Разберем на примере частой ошибки: у интернет-магазина присутствует множество категорий. Товар может находиться в любой из них. URL формируется в зависимости от того, через какой раздел мы попадаем в карточку товара. Таким образом создаются дубли: у одной карточки товара несколько URL-адресов в зависимости от категории;
  • Каждая страница, которая доступна для индексации, должна иметь уникальный Title;
  • На сайте желательно использовать ЧПУ с вхождением ключевых слов;
  • У сайта должен быть привлекательный фавикон!

Проверка индексации сайта

Индексация — это процесс обхода сайта роботами поисковых систем и включения в базу поисковой системы. Для продвижения важны полнота и качество индексации сайта. Дубли, мусорные и служебные страницы не должны попадать в базу. Но посадочные (продвигаемые) страницы обязательно должны быть в индексе. Количество страниц в индексе можно посмотреть в вебмастере или при помощи операторов:

Сравнивать число страниц, находящихся в индексе, с числом посадочных страниц для продвижения — неправильно, т.к. вместо посадочных, может быть такое же количество мусорных страниц. Но кол-во страниц в Яндексе и Google должно быть примерно одинаковым (только если под одну из ПС Вы не делаете дополнительных посадочных страниц), после детальной проработки следующих пунктов:

  • Настройка главного зеркала.

Кроме указания в вебмастере Яндекса и Google, необходимо дополнительно указать главное зеркало сайта в файле robots.txt и настроить 301 редирект со всех страниц неосновного зеркала на основное.

Например, для данного сайта главным зеркалом является: http://albakoff.ru/. Соответствующая запись об этом есть в файле robots.txt:

Важно: если Вы продвигаете сайт с https, то главное зеркало у Вас с https. В поле host необходимо указать домен с протоколом: https://albakoff.ru/.

Кроме этого, должен быть настроен 301 редирект со всех страниц неосновного зеркала.

Если Вы перейдете со страницы c www: http://www.albakoff.ru/poiskovye-zaprosy-klassifikatsiya-tipy-vidy/, то произойдет перенаправление на соответствующую страницу без www: http://albakoff.ru/poiskovye-zaprosy-klassifikatsiya-tipy-vidy/.

  • Посадочные страницы открыты для индексирования. Необходимо проверить файл robots.txt, мета тег robots и указание канонической страницы.
  • Мусорные страницы должны быть закрыты от индексирования:
    • Дубли — документы, которые полностью или частично дублируют другие документы;
    • Результаты поиска на сайте;
    • Страницы фильтров, печати, сортировок и т.д., если они не являются посадочными;
    • Служебные страницы: корзина сайта, кабинет пользователя, профили, страница регистрации и т.п.;
  • Коды скриптов CSS, javascript, картинки открыты для индексирования;

Проверка кода страниц сайта

  • Правильное использование <noindex> на сайте (полезный контент сайта не закрыт от индексирования);
  • Чистый код сайта — валидация без ошибок (validator.w3.org), отсутствие больших кусков кода javascript и стилей в html;
  • Пользователи и роботы видят одинаковый контент сайта;
  • Правильное использование заголовков h1-h6. Хотя это и не является обязательным сегодня, но рекомендую правильно строить структуру документа. А именно: наличие одного (и только одного!) заголовка h1 на странице, а также соблюдение иерархии и последовательности следующих заголовков;
  • Номера телефона, адреса, пункты в меню и другой контент написан текстом, а не вставлен картинкой;
  • Выделение слов жирным или курсивом придает им больший вес, но не нужно выделять ключевые слова данным способом;
  • Для картинок заполнен атрибут alt (описание должно содержать информацию о содержимом картинки). Атрибут title можно не использовать для картинок и ссылок.

Проверка ответа сервера, наличие редиректов, битых и внешних ссылок

  • Ответ сервера «200 ОК» должны отдавать все страницы, доступные для пользователя;
  • Отсутствие редиректов внутри сайта. Для этого нужно получить список всех страниц сайта с кодом ответа сервера 30х (например: 301, 302 …). На страницах, где данные ссылки размещены — необходимо либо полностью убрать ссылки, либо поставить правильные ссылки без редиректов. Для получения списка страниц можно использовать NetPeak Spider или Screaming Frog Seo Spider;
  • Отсутствие битых ссылок на сайте. Проверяем аналогично редиректам, только ищем страницы с кодом ответа сервера 40х (например: 404, 403 …);
  • Использование внешних ссылок сведено к минимуму для сохранения веса страниц;

Проверка 404 страницы

Все несуществующие страницы должны отдавать код ответа сервера «ошибка 404», если с них не настроен 301 редирект на новую страницу. Требования к данной странице:

  • пользователь должен понимать, что находится на странице с несуществующей страницей и по какой причине;
  • у пользователя должно быть решение проблемы, например: форма поиска или другие полезные страницы.

Пример страницы:

Наличие карты сайта

  • Карта сайта sitemap.xml — обновляемый файл, указанный в robots.txt и отдельно загруженный в Яндекс- и Google-вебмастер;
  • Карта сайта в формате html, если существуют страницы сайта с уровнем вложенности больше 3-его;

Удобство для пользователя

Если сайт не индексируется, а я все исправил?

Если вдруг у Вас проблемы с индексацией сайта, то план действий следующий:

  • напишите в тех. поддержку Яндекса. Иногда бывает, что ошибка на стороне поисковика.
  • перепроверьте полностью сайт на наличие ошибок. Возможно, у Вас генерируется огромное количество дублирующих страниц, на сайте неуникальный контент или еще что-то.
  • поработайте над структурой сайта, меню и перелинковкой. Желательно, чтобы все страницы были 2-3 уровня вложенности.
  • добавьте только непроиндексированные страницы в sitemap.xml.
  • еще раз проверьте файл robots.txt, мета-тег robots и указание канонической страниц.

А также может быть, у Вас домен с плохой историей. Проверьте ее в вебархиве и по упоминаниям в поиске.

Оформление технического аудита

После проведения аудита, необходимо составить отчет, который должен содержать:

  • техническое задание для программиста — это список ошибок и проблем на сайте, которые нужно устранить. ТЗ должно содержать точное указание того, что необходимо сделать программисту;
  • отчет для клиента — список всех проверенных по чек-листу пунктов, словарь терминов и т.д.;

Желательно сопровождать рекомендации примерами (как сделано сейчас и как должно быть), скриншотами, таблицами, которые будут доказывать необходимость внедрения рекомендаций. Оптимального объема для технического аудита не существует и он зависит от количества ошибок на сайте.

После внесения всех правок на сайт, желательно еще раз перепроверить корректность работы программиста. Частая ошибка: появление новых ошибок после исправления старых (и тут дело не только в исполнителе, но в системе управления сайтом).

Руководитель SEO-отдела, преподаватель, автор проекта albakoff.ru

Комментарии
  1. Что значит отсутствует fn , в гугле выдает сто с мелочью страниц с этой ошибкой. Нигде не могу найти ответ.

    1. Скорее всего есть ошибки с микроразметкой на сайте. Пришлите перечень страниц на почту ok@amAlbakov.ru — разберем на примере.

  2. Руслан, у меня на сайте много редиректов, я переделывала заголовки статей с ВЧ на НЧ. Как чисто технически удалить ссылки с редиректами? Я что-то не знаю. Подскажите.

    1. Почему редиректы появились? При смене заголовков страниц — лучше сохранять URL документа (иначе теряется возраст документа).

  3. У меня эти редиректы стоят больше года и сайт таскает лишний огромный груз. На схеме в Яндекс вебмастере это очень хорошо видно. Запретила категории, которых больше нет и удаляю понемногу статьи вручную.

  4. Благодарю за толковую статью по техническому аудиту. Столько всего может быть, что мешает нормальной работе сайта…

Добавить комментарий

Следите за нашими новостями
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать то, что не вошло в блог или анонсы.
Рассылка «Делаем маркетинг лучше» выходит раз в месяц.