Кластеризация запросов

Когда мы уже разобрались с ключевыми словами и собрали полное семантическое ядро, необходимо увязать поисковые запросы и страницы сайта. Этот этап называется кластеризацией – то есть, объединением запросов в группы (кластеры) и распределение по страницам. Таким образом, мы формируем структуру для будущего продвижения сайта.

Иногда на сайте не будет подходящих страниц или запросов для существующих страниц. В первом случае, Вам необходимо определить – нужно ли создать новую страницу или данную группу запросов можно продвигать совместно с другой в рамках одного документа. Во втором случае – пересмотреть семантическое ядро и точно определить, не пропустили ли Вы интересные запросы для поискового продвижения.

Однажды, клиент ругался, что я продвигаю не все страницы на его сайте: как же так, страница ведь уже есть и ее стоит продвигать. Нужно помнить, что на сайте есть страницы без поискового спроса и это нормально. Нет необходимости подбирать запросы для всех страниц, нужно только не упустить целевые поисковые фразы.

Данная задача является простой, если у нас небольшое ядро. Но некоторые умудряются даже с таким маленьким количеством слов сделать неправильную группировку. Удержать в голове все запросы и страницы становится невозможным по мере увеличения количества фраз. Кроме этого, нам важно учесть поисковую выдачу и пересечения документов по запросам в ТОП 10. Таким образом, у нас получится построить структуру в соответствии с логикой поисковых машин.

Основное правило при кластеризации: одна страница решает одну проблему пользователя. То есть, 1 группа запросов = 1 посадочная страница для SEO-продвижения. Также нужно помнить, что поисковая выдача может быть не идеальной и если Вы решите разбить группу на несколько более точных — это неплохо. Просто нужно отслеживать дальнейший результат.

Группировка запросов на основе поисковой выдачи

Объединение запросов в группы происходит на основе анализа поисковой выдачи по каждому запросу и определения количества пересечений. Если в выдаче одни и те же документы по разным запросам и количество этих совпадений соответствует степени кластеризации, то такие запросы объединяются в одну группу.

Степень кластеризации – это количество одинаковых документов (страниц сайта) в выдаче по разным запросам, на основе которых мы принимаем решение о совместимости запросов для SEO-продвижения в рамках одной страницы. Например, три запроса на скриншоте имеют 5 пересечений по документам, что свидетельствует об их совместимости в рамках одного документа.

Чаще всего оценивают пересечения только на основе первой страницы (ТОП 10 органической выдачи), так как ТОП 20 – ТОП 100 сильно замусорен в разных тематиках.

Как сделать кластеризацию запросов?

Давайте разберем на примере, как происходит кластеризация:

  • Есть два запроса: “аренда автобуса” и “заказ автобуса”;
  • Есть две поисковые выдачи в одном регионе по данным запросам;
  • Есть одинаковые документы (страницы сайтов) в двух выдачах.

Пример выдачи:

Алгоритм кластеризации: выбирается самый частотный запрос, с которым проверяются все остальные на количество пересечений. Если оно соответствует степени группировки – запросы объединяются в одну группу. Но есть разница в алгоритмах кластеризации:

  • Soft: все запросы в группе совместимы с самым частотным, но могут быть не связаны между собой;
  • Moderate: все запросы в группе попарно связаны друг с другом. Но совпадающие документы в разных парах могут отличаться;
  • Hard: все запросы совместимы друг с другом и в разных парах совпадения сильно не отличаются (удовлетворяют степени кластеризации).

Как определить степень кластеризации и какой из алгоритмов выбрать – каждый решает сам для себя. В первую очередь это зависит от конкуренции. В некоторых тематиках необходима сильная совместимость запросов. Но чаще всего используют:

  • Степень кластеризации: 3;
  • Алгоритм кластеризации: Soft.

Проблемы кластеризации запросов

Основная проблема связана с тем, что невозможно сделать группировку один раз и больше не возвращаться к этому вопросу. И вот почему:

  1. Нелогичность. Представление о группировке запросов на основе поисковой выдачи и логики не всегда совпадают. Практически всегда SEO-специалисту необходимо корректировать полученную группировку: объединять разные группы запросов в одну или же разбивать одну на несколько. Также можно корректировать группы позапросно (перетаскивать запросы в разные группы). При этом, Вы можете добавить лишние запросы в группу или упустить что-то;
  2. Чувствительность к изменению поисковой выдачи, что происходит довольно часто. Если вы сгруппируете одно и то же семантическое ядро в разное время, то результат может отличаться. Это связано с тем, что органическая выдача чаще всего нестабильна и происходит перетасовка сайтов. Кроме этого, происходят изменения в связи с санкциями (сайты могут попадать под Минусинск или Баден-Баден, из-за чего вылетать из ТОП-10);

Эти два пункта связаны между собой. Дополнительно разберу это на примере наших запросов “аренда автобуса” и “заказ автобуса”:

  • Раньше эти запросы продвигались на разных посадочных страницах и держались в ТОПе. Несовсем логично, верно? Но иначе невозможно было держать ТОП сразу по двум запросам;
  • Со временем поисковая выдача изменилась и по этим запросам стало появляться больше общих страниц. То есть, необходимо вовремя скорректировать оптимизацию и объединить два документа, если запросы выпадут из ТОПа;
  • Сейчас поисковик опять предпочитает разные документы;
  • Также, в выдаче постоянно меняется тип страниц (с главной на внутреннюю), что тоже необходимо учитывать при оптимизации документа;
  • На момент прочтения данного материала, выдача может опять поменяться и правила игры измениться.

Таким образом, SEO-специалист должен отслеживать позиции сайта и анализировать поисковую выдачу, для выявления и исправления причин понижения сайта.

Сервисы для кластеризации

Автоматизация данного процесса, с точки зрения программирования, является простой задачей. Поэтому на рынке существует много онлайн-сервисов. Часть из них усложняет свои алгоритмы, позволяет исключать сайты при анализе (например википедию или сервисы Яндекса) и многое другое.

just-magic.org

Сервис для автоматизации работы SEO-специалиста с семантикой и текстовой оптимизацией. Иногда использую, с задачами справляется!

С тарифами лучше ознакомиться на официальном сайте (так как они могут меняться): just-magic.org/info/price.php

Данный сервис нравится тем, что позволяет собирать дополнительную информацию:

  • подобрать посадочную страницу с вашего сайта (если попадется при анализе поисковой выдачи);
  • определить тематичность запросов (очень полезно в тематиках, где Вы плохо разбираетесь).

rush-analytics.ru

Использовал очень давно, поэтому сложно судить о качестве сегодня. Стоимость также лучше смотреть на официальном сайте. Основные тарифы:

Кроме них на рынке довольно много игроков, которыми Вы можете пользоваться. Также есть и бесплатные способы группировки запросов.

Как сделать кластеризацию бесплатно в Key Collector?

Ранее я публиковал пост про Key Collector, где подробно рассмотрел все возможности. В этом материале лишь кратко опишу, как выполнить группировку. Для этого у Вас уже должны быть загружены все ключевые слова, а также собрана информация о поисковой выдачи.

После чего переходим во вкладку «Данные» и выбираем «Анализ групп».

В настройках выбираем тип группировки «по поисковой выдачи».

Результат можно выгрузить в excel и работать с ним.

Как работаю я?

Ранее я подробно описывал, как составляю структуру сайта. То есть, если я работаю с семантическим ядром, то подбираю максимально все целевые запросы. После чего провожу группировку Soft-методом со степенью кластеризации 3. Для дальнейшей работы мне необходим excel-файл со следующими данными:

  • Запросы, их группа и частотность;
  • Тематика запроса на основе Яндекс.Каталога (Just Magic позволяет собрать информацию);
  • Количество главных страниц;
  • Список сайтов по запросам или хотя бы нашей страницы совпадений.

После этого, каждая группа просматривается индивидуально для определения совместимости запросов. Если она под небольшим сомнением (например, опыт подсказывает, что запросы возможно продвинуть на одной странице, а сайты конкурентов не до конца оптимизированы) – я могу оставить запросы на одной странице. Аналогично и разбить одну группу на несколько.

В течение следующих 2-4 месяцев я ежедневно анализирую позиции сайта, особенно по группам, в которых были небольшие сомнения и корректирую оптимизацию для тех ключевиков, у которых плохая динамика:

  • Если у некоторых запросов плохие позиции в рамках 1 группы, то дополнительно анализируется выдача и при необходимости часть запросов переносится в новый кластер;
  • Если посадочная страница переодически меняется (по одному запросу – разные посадочные страницы), то проверяется совместимость данных запросов и при необходимости группы объединяются в один кластер;

В итоге получается выводить сайт по видимости в ТОП 10 на 50-80%. Сразу без экспериментов достигнуть таких результатов невозможно. Многие останавливаются после первичной оптимизации, достигая 25%-40% видимости сайта по ключевым словам в ТОП 10.

Комментарии

9 комментариев

  • Ирина Цветненко
    28.01.2018 в 23:17

    Когда я была начинающим вебмастером, я делала сайт, где под каждый запрос была отдельная статья. В результате трафика он не получал — получился только фейл. К сожалению, это проблема реально многих начинающих — неправильная кластеризация.

  • Александра
    29.01.2018 в 23:39

    Для меня кластеризация поисковых запросов была самой трудной темой для освоения. Сервисами для автоматизации стала пользоваться не так давно, изучаю, пробую, как платные, так и бесплатные! Делать через кейколлектор не понравилось, получается много групп, которые нужно было в одну собрать.

  • Ксения Овчарова
    01.02.2018 в 14:07

    Добрый день! Ох не понаслышке столкнулась с этим вопросом! После того, как был создан мой сайт и был запущен в работу. Через какое-то время начались жалобы от клиентов, что на сайте тяжело найти какую-либо информацию! Тут-то и было выявлено, что у нас плохая структура. Ох уж… пришлось повозиться с запросами, группировкой — кучу времени потратить.

  • Марина
    05.02.2018 в 21:13

    У меня никогда не получалось

  • Амалия
    06.02.2018 в 22:45

    Насколько знаю, есть некий нижний уровень. Нашла информацию, что это конкретные товары. А есть подкатегории. Они располагаются между базовыми категориями товарами. Также там могут быть фильтры. Они должны описывать отдельные группы товаров. Например: “футболка с длинным рукавом”, “футболка с коротким рукавом” и т.д.

  • Антон
    17.02.2018 в 23:09

    Какую выбрать степень кластеризации SEO? Почему одна группа после кластеризации отвечает одной посадочной странице?

    • Ruslan
      17.02.2018 в 23:42

      При первичной группировке я беру степень = 3. Затем уже вручную пересматриваю все группы и делаю выводы о совместимости запросов. На счет второго вопроса: так как это совместимые запросы, которые мы можем продвинуть в рамках одного документа.

  • Вадим
    10.06.2019 в 21:20

    К сожалению ничего не понял. Почему у Вас в примере Аренда автобуса, да и во всех остальных запросах, под ними, стоят ссылки на разные сайты. Зачем нам нужны другие сайты, когда мы продвигаем свой?

    • Ruslan
      15.06.2019 в 16:07

      Мы изучаем выдачу и пытаемся понять: можем ли мы продвинуть два этих запроса в рамках одной страницы или нет. Поэтому и изучаем конкурентов по поисковой выдаче. Если все равно информация таким образом тяжело воспринимается, то приглашаю на индивидуальные SEO-курсы. Там «разжевываю» все вопросы.

Добавить комментарий

Читайте также: