Как провести технический аудит сайта?

Технический аудит сайта — это комплекс работ, позволяющий выявить ошибки и проблемы, влияющие на индексацию и ранжирование в поисковых системах. Результатом анализа сайта является техническое задание (отчет) с описанием всех найденных ошибок и рекомендациями по их исправлению.

Ошибки на сайте могут привести к ухудшению ранжирования и полному исключению сайта из результатов поиска, а также влиять на качество и скорость индексирования страниц сайта.

Сегодня я полностью разберу, что такое технический аудит, кем и как он проводится и для чего необходим. Я рассмотрю все на примерах и приведу чек-лист работ. Если вдруг останутся вопросы или что-то будет непонятно, обязательно задавайте свои вопросы в комментариях!

Цель аудита: анализ технических параметров сайта для выявления и исправления всех ошибок.

Периодичность: данные работы обязательно проводятся при старте SEO-продвижения, а также в ходе дальнейшей жизни проекта. Связано это с тем, что любой хороший сайт дорабатывается и обновляется. Таким образом, существует вероятность, что на ресурсе появятся новые ошибки, которые лучше исправить сразу, чем они успеют негативно сказаться на ранжировании сайта.

А нужно ли это мне? Данные работы можно не проводить, если только невозможно исправить на Вашем сайте найденные ошибки.

Технические ошибки на сайте влияют на индексацию и ранжирование. Чек-лист помогает лишь выявить большинство проблем, но иногда приходится сталкиваться с ошибками, которые стандартными способами не выявить. Такое случается редко, но SEO-специалист должен индивидуально подходить к каждому ресурсу.

Подготовительные работы

При проведении полного технического аудита нам понадобится доступ в сервисы:

  • Яндекс.Вебмастер [webmaster.yandex.ru] — разберем детально ниже;
  • Search Console от Google [www.google.com/webmasters/] — разберем детально ниже;
  • Яндекс.Метрика. Тут нам интересны для технического аудита данные о времени загрузки страниц. Информация находится в разделе «Отчеты» — «Стандартные отчеты» — «Мониторинг» — «Время загрузки страниц». Если заметили аномалию — необходимо разбираться. При желании можно пользоваться Google Analytics.

Сервисы являются бесплатными и позволяют получить первичную полезную информацию. Если еще не добавились, самое время сделать это.

Чек-лист технического аудита сайта

Ниже перечень всех ошибок, которые нужно проверить. Если Вам нужен именно excel-файл с чек-листом — подпишитесь на рассылку и напишите мне на почту info@albakoff.ru. Поделюсь бесплатно!

Проверка сайта в Яндекс.Вебмастер

У нового Яндекс.Вебмастера появилось много возможностей для оптимизатора. Поэтому необходимо проверить:

  • проблемы сайта в разделе «Диагностика сайта».

Важно, чтобы у сайта не было «фатальных» и «критичных» ошибок. Желательно исправить и «возможные проблемы», но их существование не так критично.

  • нарушения сайта в разделе «Диагностика»- «Безопасность и нарушения».

В данном разделе показаны ошибки, которые представляют угрозу для посетителей (например, из-за вирусов, загрузки нежелательного ПО и т.д.) или для естественного ранжирования (например, из-за использования SEO-ссылок).

  • выбор главного зеркала в разделе «Индексирование» — «Переезд сайта».

Страницы сайта с www и без него (например, www.albakoff.ru и albakoff.ru) — это не одно и то же для робота поисковых систем. Чаще всего они являются дублями. Аналогично и с http/https. Необходимо выбрать главное зеркало и указать его.

  • присвоение региона в разделе «Информация о сайте» — «Региональность».

Проверьте, правильно ли присвоен регион сайту. Поисковые системы учитывают регион при ранжировании сайтов, если это необходимо. Например, если я хочу заказать «строительство дома» и буду искать подходящую компанию, то мне интересны только местные организации, где я смогу посетить офис и обсудить все детали.

Но если я буду искать «биографию Пушкина», то мне и поисковым системам не важен регион сайтов. Кроме Яндекс.Вебмастера, регион желательно присвоить в Яндекс.Справочнике. Подробнее в статье про региональное продвижение сайтов.

Данный инструмент позволяет исправить лишь часть ошибок на сайте. Кроме этого, он не всегда отображает наложенные санкции. Если есть подозрения на санкции, напишите письмо в техподдержку Яндекса.

Проверка сайта в Search Console от Google

Находится по адресу: www.google.com/webmasters/. Тут нам необходимо проверить:

  • информацию в разделе «Сообщения».

Тут Вы найдете уведомления о резком росте ошибок на сайте, недоступности и т.д.

  • меры по борьбе с веб-спамом в разделе «Поисковый трафик» – «Меры, принятые вручную».
  • наличие ошибок при обходе сайта в разделе: «Сканирование» – «Ошибки сканирования» + «Проблемы безопасности».

Тут Вы найдете, например, информация о 404-ых ошибках (битых ссылках) на сайте, известных роботу. Поставьте правильную ссылку, либо удалите ее с документа.

  • проблемы с содержанием Вашего сайта в разделе «Вид в поиске» – «Оптимизация HTML».

Тут отображаются ошибки, связанные с тегами заголовка и метаописания:

  • кроме проверок, необходимо указать основной домен сайта в разделе «Настройки сайта».

Основные параметры

  • Страницы сайта должны иметь постоянный URL-адрес. Разберем на примере частой ошибки: у интернет-магазина присутствует множество категорий. Товар может находиться в любой из них. URL формируется в зависимости от того, через какой раздел мы попадаем в карточку товара. Таким образом создаются дубли: у одной карточки товара несколько URL-адресов в зависимости от категории;
  • Каждая страница, которая доступна для индексации, должна иметь уникальный Title;
  • На сайте желательно использовать ЧПУ с вхождением ключевых слов;
  • У сайта должен быть привлекательный фавикон!

Проверка индексации сайта

Индексация — это процесс обхода сайта роботами поисковых систем и включения в базу поисковой системы. Для продвижения важны полнота и качество индексации сайта. Дубли, мусорные и служебные страницы не должны попадать в базу. Но посадочные (продвигаемые) страницы обязательно должны быть в индексе. Количество страниц в индексе можно посмотреть в вебмастере или при помощи операторов:

Иногда операторы ошибаются. Будьте внимательны!

Сравнивать число страниц, находящихся в индексе, с числом посадочных страниц для продвижения — неправильно, т.к. вместо посадочных, может быть такое же количество мусорных страниц. Но кол-во страниц в Яндексе и Google должно быть примерно одинаковым (только если под одну из ПС Вы не делаете дополнительных посадочных страниц), после детальной проработки следующих пунктов:

  • Настройка главного зеркала.

Кроме указания в вебмастере Яндекса и Google, необходимо дополнительно указать главное зеркало сайта в файле robots.txt и настроить 301 редирект со всех страниц неосновного зеркала на основное.

Например, для данного сайта главным зеркалом является: https://albakoff.ru/. Соответствующая запись об этом есть в файле robots.txt:

Важно: если Вы продвигаете сайт с https, то главное зеркало у Вас с https. В поле host необходимо указать домен с протоколом: https://albakoff.ru/.

Кроме этого, должен быть настроен 301 редирект со всех страниц неосновного зеркала.

Если Вы перейдете со страницы c www: http://www.albakoff.ru/poiskovye-zaprosy-klassifikatsiya-tipy-vidy/, то произойдет перенаправление на соответствующую страницу без www: https://albakoff.ru/poiskovye-zaprosy-klassifikatsiya-tipy-vidy/.

  • Посадочные страницы открыты для индексирования. Необходимо проверить файл robots.txt, мета тег robots и указание канонической страницы.
  • Мусорные страницы должны быть закрыты от индексирования:
    • Дубли — документы, которые полностью или частично дублируют другие документы;
    • Результаты поиска на сайте;
    • Страницы фильтров, печати, сортировок и т.д., если они не являются посадочными;
    • Служебные страницы: корзина сайта, кабинет пользователя, профили, страница регистрации и т.п.;
  • Коды скриптов CSS, javascript, картинки открыты для индексирования;

Проверка кода страниц сайта

  • Правильное использование <noindex> на сайте (полезный контент сайта не закрыт от индексирования);
  • Чистый код сайта — валидация без ошибок (validator.w3.org), отсутствие больших кусков кода javascript и стилей в html;
  • Пользователи и роботы видят одинаковый контент сайта;
  • Правильное использование заголовков h1-h6. Хотя это и не является обязательным сегодня, но рекомендую правильно строить структуру документа. А именно: наличие одного (и только одного!) заголовка h1 на странице, а также соблюдение иерархии и последовательности следующих заголовков;
  • Номера телефона, адреса, пункты в меню и другой контент написан текстом, а не вставлен картинкой;
  • Выделение слов жирным или курсивом придает им больший вес, но не нужно выделять ключевые слова данным способом;
  • Для картинок заполнен атрибут alt (описание должно содержать информацию о содержимом картинки). Атрибут title можно не использовать для картинок и ссылок.

Проверка ответа сервера, наличие редиректов, битых и внешних ссылок

  • Ответ сервера «200 ОК» должны отдавать все страницы, доступные для пользователя;
  • Отсутствие редиректов внутри сайта. Для этого нужно получить список всех страниц сайта с кодом ответа сервера 30х (например: 301, 302 …). На страницах, где данные ссылки размещены — необходимо либо полностью убрать ссылки, либо поставить правильные ссылки без редиректов. Для получения списка страниц можно использовать NetPeak Spider или Screaming Frog Seo Spider;
  • Отсутствие битых ссылок на сайте. Проверяем аналогично редиректам, только ищем страницы с кодом ответа сервера 40х (например: 404, 403 …);
  • Использование внешних ссылок сведено к минимуму для сохранения веса страниц;

Проверка 404 страницы

Все несуществующие страницы должны отдавать код ответа сервера «ошибка 404», если с них не настроен 301 редирект на новую страницу. Требования к данной странице:

  • пользователь должен понимать, что находится на странице с несуществующей страницей и по какой причине;
  • у пользователя должно быть решение проблемы, например: форма поиска или другие полезные страницы.

Пример страницы:

Наличие карты сайта

  • Карта сайта sitemap.xml — обновляемый файл, указанный в robots.txt и отдельно загруженный в Яндекс- и Google-вебмастер;
  • Карта сайта в формате html, если существуют страницы сайта с уровнем вложенности больше 3-его;

Удобство для пользователя

Если сайт не индексируется, а я все исправил?

Если вдруг у Вас проблемы с индексацией сайта, то план действий следующий:

  • напишите в тех. поддержку Яндекса. Иногда бывает, что ошибка на стороне поисковика.
  • перепроверьте полностью сайт на наличие ошибок. Возможно, у Вас генерируется огромное количество дублирующих страниц, на сайте неуникальный контент или еще что-то.
  • поработайте над структурой сайта, меню и перелинковкой. Желательно, чтобы все страницы были 2-3 уровня вложенности.
  • добавьте только непроиндексированные страницы в sitemap.xml.
  • еще раз проверьте файл robots.txt, мета-тег robots и указание канонической страниц.

А также может быть, у Вас домен с плохой историей. Проверьте ее в вебархиве и по упоминаниям в поиске.

Оформление технического аудита

После проведения аудита, необходимо составить отчет, который должен содержать:

  • техническое задание для программиста — это список ошибок и проблем на сайте, которые нужно устранить. ТЗ должно содержать точное указание того, что необходимо сделать программисту;
  • отчет для клиента — список всех проверенных по чек-листу пунктов, словарь терминов и т.д.;

Желательно сопровождать рекомендации примерами (как сделано сейчас и как должно быть), скриншотами, таблицами, которые будут доказывать необходимость внедрения рекомендаций. Оптимального объема для технического аудита не существует и он зависит от количества ошибок на сайте.

После внесения всех правок на сайт, желательно еще раз перепроверить корректность работы программиста. Частая ошибка: появление новых ошибок после исправления старых (и тут дело не только в исполнителе, но в системе управления сайтом).

Комментарии

6 комментариев

  • Владимир
    08.06.2017 в 21:49

    Что значит отсутствует fn , в гугле выдает сто с мелочью страниц с этой ошибкой. Нигде не могу найти ответ.

    • Ruslan
      09.06.2017 в 00:55

      Скорее всего есть ошибки с микроразметкой на сайте. Пришлите перечень страниц на почту ok@amAlbakov.ru — разберем на примере.

  • Ксения Юрьевна
    14.10.2017 в 19:53

    Руслан, у меня на сайте много редиректов, я переделывала заголовки статей с ВЧ на НЧ. Как чисто технически удалить ссылки с редиректами? Я что-то не знаю. Подскажите.

    • Ruslan
      16.10.2017 в 22:48

      Почему редиректы появились? При смене заголовков страниц — лучше сохранять URL документа (иначе теряется возраст документа).

  • Ксения Юрьевна
    20.10.2017 в 03:28

    У меня эти редиректы стоят больше года и сайт таскает лишний огромный груз. На схеме в Яндекс вебмастере это очень хорошо видно. Запретила категории, которых больше нет и удаляю понемногу статьи вручную.

  • Кирилл
    23.03.2018 в 14:35

    Благодарю за толковую статью по техническому аудиту. Столько всего может быть, что мешает нормальной работе сайта…

Добавить комментарий

Читайте также: