Коммерческие факторы ранжирования

Коммерческие факторы ранжирования (КФ) — совокупность запросонезависимых данных, на основе которых определяется, вызывает сайт доверие, желание и возможность совершить транзакцию у потенциальных посетителей или нет. Являются одним из критериев оценки релевантности сайта.

История появления

Впервые Яндекс объявил о введении КФ в ноябре 2011 года. Но намеки появлялись и в 2010 году, когда в блоге отечественного поисковика появилась статья с размышлением о том, что скоро придется научиться оценивать качество услуги.

Раньше, все коммерческие интернет-ресурсы были похожи один на другой:

  • Интернет-магазины: одни и те же товары на сайтах, страницы разделов, оптимизированные тексты под них + мета-теги
  • Сайты услуг представляли из себя просто страницы с разными услугами, которые тоже у всех одинаковые

В сложившейся ситуации — определить, какой сайт ставить выше, а какой ниже на странице результатов поиска — было сложно. Это породило создание нового фактора.

Основная задача поисковой системы — удовлетворить запрос пользователя. А для этого необходимо, чтобы он мог найти необходимый ресурс, на котором он быстро и легко получит необходимую информацию или сможет совершить желаемое действие (купить товар, ознакомиться с ценами и т.д.)

Свойства, которыми должен обладать сайт-услуг или интернет-магазин для того, чтобы пользователь превратился из посетителя в клиента — являются коммерческими факторами ранжирования. Определялись на основе:

  • надежности и доверия компании
  • качества оказания услуги (сервис/обслуживание)
  • удобства выбора и использования
  • дизайна

Таким образом, Яндекс отдает предпочтение сайтам, где пользователь не будет бояться отдать свои деньги, найдет нужный ему товар, с доставкой при необходимости, или услугу, получит обслуживание высокого уровня и будет обрадован скидками и акциями.

Чек-лист коммерческих факторов

Понять, что такое коммерческие факторы ранжирования и как с ними работать SEO оптимизаторам, помог доклад представителей Яндекса в 2013 году: Quality-biased Ranking for Queries with Commercial Intent (Ранжирование коммерческих сайтов). Из этого доклада стало понятно, что должно быть на коммерческом проекте, а от чего лучше отказаться. Итак, оценивается сайт по следующим критериям:

  1. Контактная информация, доступная для пользователей в разных зонах и страницах сайта
  2. Активность бренда в социальных сетях — наличие групп и страниц в соц. сетях, активность компании и аудитории
  3. Отсутствие рекламы
  4. Ассортимент товара
  5. Представление товара на ресурсе — хорошее описание, использование графической информации, видео-роликов и т.д.
  6. Сервис доставки
  7. Способы для связи с магазином: обратная связь, online-консультант
  8. Специальные предложения, скидки, акции
  9. Привлекательность доменного имени
  10. Средняя длина и уровень вложенности URL адресов
  11. Соответствие заголовка страницы ее содержимому

Правильная работа с коммерческими факторами — залог успеха проекта. Учитывая, что работать с ними просто и быстро, но до сих пор многие игнорируют данную группу показателей и не подозревают, какую долю трафика (соответственно — продаж) потеряли.

При работе с коммерческими факторами — нет точных значений. Главное, быть лучшим в нише. А для этого поможет анализ конкурентов + анализ смежных ниш и заимствование фишек. Но есть базовые зоны, которые нужно прорабатывать практически на каждом сайте:

Правильное оформление шапки сайта

В шапку сайта необходимо поместить довольно много полезной информации. Многие ее используют неэффективно, не предоставляя пользователям необходимых данных. Шапка сайта — это первое, что видит посетитель сайта. Постарался максимально подробно охватить все (пишите в комментариях, если что-то забыл — добавим). Итак, работаем над следующими элементами:

  • Дизайн — современная шапка сайта. Иногда достаточно отрисовать только шапку сайта и у сайта появляется совершенно иной вид и смотрится получше.
  • Меню — простое, структурированное и продуманное. Если оно большое — лучше переделать!
  • Наличие контактного телефона. В коде html должен быть в виде текста, а не картинкой! Используем правильное оформление: +7 (код) 123-34-45 / 8 (800) 123-34-45
  • Адрес офиса, куда может обратиться клиент (с указанием региона). Например, г. Москва, ул. Авиамоторная, д. 34. Дополнительно указываем ссылку на схему проезда, либо делаем схему проезда в сплывающем окне
  • Режим работы, например: ПН. ПТ. 09.00 — 18. 00
  • e-mail на своем домене, например: ok@amAlbakov.ru
  • Функционал заказа обратного звонка
  • Функционал «написать письмо»
  • Наличие формы обратной связи с призывом (например, Бесплатная консультация, Рассчитать стоимость проекта и т.д.)
  • Ссылки на страницы проекта в соц. сетях
  • Выбор региона — пользователям удобней сразу перейти в нужный регион
  • Логотип компании с текстовым описанием деятельности или заголовка
  • Поиск по сайту с корректной отработкой
  • Корзина для интернет-магазинов с информацией по кол-ву товаров и общей сумме заказа.

Пример приятной шапки сайта:

Главная страница сайта

Главная страница — это зона, над которой необходимо работать в первую очередь. Какую информацию необходимо предоставить пользователям?

  • Слайдер с правильной информацией. Если на сайте используется слайдер, то обязательно необходимо следить за его содержанием. Большинство просто не обращают на это внимание и используют его только для красоты. А тем временем, он занимает большое пространство и часто отвлекает пользователей от нужной информации. Идеально, если в слайдере есть форма захвата (обратной связи).
  • Информация о акциях и специальных предложениях. Не нужно выводить абсолютно все, для этого есть подходящий раздел. Но указать хотя бы одну акцию, которая привлечет внимание пользователей — будет полезно.
  • Всплывающие окна не должны раздражать пользователей. Изучайте свою аудиторию и следите за вебвизором хоть иногда.
  • Инфографика. Главная страница при продвижении сайта используется в качестве посадочной для жирных запросов. А для них не редко пишутся большие тексты. Необходимо разбавлять их инфографикой.
  • Понятная информация о вас. Пользователь должен получить ответы на следующие вопросы: кто вы, чем занимаетесь, в чем ваше уникальное торговое предложение (утп), почему он должен обратиться к вам и сделать это прямо сейчас
  • Наличие товара, если это интернет-магазин

Страница с контактной информацией

Важная страница на сайте, которой необходимо уделять должное внимание:

  • Наличие телефонов с правильным оформлением. Если есть дополнительные номера, например, определенных отделов — можно указать.
  • Адрес офиса с указанием региона и индекса. Если есть дополнительные адреса, указываем. К примеру, это могут быть точки вывоза товара.
  • Режим работы
  • Email адреса
  • Форма обратной связи, если пользователь захочет написать сообщение
  • Схема проезда. Тут помогут интерактивные карты Яндекс или Google
  • Реквизиты компании
  • Информация о филиалах
  • Активные страницы менеджеров в социальных сетях
  • Фото входа, здания, проходной; видео проезда, чтобы пользователь мог легко сориентироваться на месте
  • Другие способы связи (skype, telegram, whatsapp, факс и т.п.)

Пример приятной страницы с контактной информацией, но которая все еще содержит ошибки (можете указать их в комментариях):

Наличие в справочниках

Не забывайте разместить ваш проект в разных справочниках. Отлично подойдут городские порталы, местные доски объявлений, каталоги компаний и т.д. Основные сервисы, которые необходимо использовать:

  • Яндекс.Справочник — бесплатное добавление с премодерацией. Сотрудники могут прозванивать и проверять действительность предоставленных данных
  • Google.Адреса — бесплатное добавление. Почтой пришлют код, который необходимо будет подтвердить
  • Крупные справочники, каталоги компаний, сайты вакансий и т.д.,  в которые Вы можете добавить свой сайт (бесплатно/платно): например, 2gis.ru

Страницы разделов у интернет-магазина

Разделы (подразделы) — это страницы, которые приносят основной трафик сайту с поисковых систем. (если на сайте построена правильная структура сайта). Что должно быть на данных страницах?

  • Большой ассортимент товара: карточки товара с наименованием, ценой и картинкой
  • Кнопка «В корзину» с соответствующим функционалом
  • Кнопка  «Купить в 1 клик» с соответствующим функционалом
  • При клике на изображение или ссылку — пользователь попадает на карточку товара
  • Основные характеристики товара или краткое описание
  • Рейтинг товара
  • Отметки на товаре: Новинка недели, Хит продаж и т.п. или отдельный блок с данными товарами определенного раздела
  • Срок доставки
  • Кнопка «Сравнить» / «Добавить к сравнению»
  • Наличие товара (на складе, отсутствует и т.д.)
  • Описание раздела (не нужно вставлять сплошной неудобный текст до товаров). Работайте над удобством для пользователя
  • Блоки товаров с рекомендациями от магазина. Как вариант, использовать блок перелинковки с другими разделами
  • Быстрый просмотр товара
  • Функционал по скрытию товаров, которых нет в наличии (фильтром и т.д.)
  • Отсутствующие товары выведены в самом конце раздела
  • Фильтр товаров по цене, популярности, отзывам и т.д.
  • Фильтр товаров по характеристикам
  • Страницы из фильтра не являются мусорными (правильная реализация тегирования)
  • Все товары — релевантны разделу

Пример неплохой страницы, но все равно есть мелочи, которые можно было бы исправить:

Карточка товара

На странице с карточкой товара предоставляем следующую информацию:

  • Название товара (читаемое)
  • Изображение товара. Желательно несколько хороших фотографий. Лучше заимствованные фотографии отличного качества, чем плохие свои.
  • Видео обзор товара. Пользователь не может оценить товар вживую и поэтому, ему легче посмотреть обзор, чтобы принять решение о покупке.
  • Цена. На странице кроме указания самой стоимости, необходимо указать и слово «цена»
  • Артикул товара
  • Кнопка «в корзину» с соответствующим функционалом
  • Кнопка «Купить в один клик» с соответствующим функционалом
  • Рейтинг товара
  • Отметка «Лидер продаж» и т.п.
  • Информация о доставке товара, сроках, пунктах выдачи
  • Информация о способах оплаты
  • Наличие товара
  • Поле выбора кол-ва товаров
  • Основные характеристики товара в краткой форме + все характеристики
  • Краткое описание товара
  • Функционал для сравнения товара
  • Отзывы, сертификаты, лицензия
  • Гарантия
  • Возможность выбора размера, цвета и т.д.
  • Ссылки share для репоста в соц. сети с призывом к действию
  • Если товара нет в наличие — функционал «сообщить о поступлении», предложение альтернативы

Дополнительные пункты

Перечислить полный чек-лист — не хватит одной статьи. Пунктов довольно много и все зависит от конкретного сайта и задачи. Кратко пробежимся по оставшимся пунктам, которые подходят как для интернет-магазина, так и для сайта услуг:

  • Форма онлайн-заказа (расчет стоимости, обратная связь и т.д.)
  • Наличие онлайн консультанта и его присутствие в чате в рабочее время
  • Наличие прайс-листа для сайта-услуг
  • Наличие цен для интернет-магазина
  • Наличие кнопки «заказать» для сайта-услуг
  • Хорошо проработанная страница О компании (история компании, миссия, документы, сотрудники, офис и т.д.)
  • Новости на сайте, которые обновляются минимум дважды в месяц
  • Наличие раздела «Акции и спец. предложения»
  • Наличие «Отзывов» на сайте
  • Наличие качественных фотографий
  • Страница «Гарантии» с информацией о том, что делать, если пользователь получил бракованный товар или услуга оказана ненадлежащим образом
  • Страница с информацией о доставке (сроки и способы)
  • Страница с информацией о оплате (способы)
  • Раздел с ответами на часто задаваемые вопросы пользователей
  • Наличие сайта в соц. группах
  • Отсутствие рекламы

Влияние коммерческих факторов на примере одного сайта

Большой Интернет-магазин по продаже электротоваров. У проекта были проблемы со слабой проработкой коммерческих факторов. Внесли изменения и получили дальнейший рост проекта..

Все внедрения производились со стороны клиента. Максимально внести все мои рекомендации по коммерческим факторам не получилось, но основную часть работ выполнили. В сентябре был заметен уже рост проекта:

А в январе проект посетило более 18 000 посетителей (с учетом того, что были праздники и выходные дни).

В марте уже был сезон и пиковые значения.

Коммерческими факторами вы увеличиваете не только трафик на сайте, но и продажи.

Комментарии

0 комментариев

Добавить комментарий

Читайте также: