Алгоритм Баден-Баден Яндекса

Многие SEO-специалисты использовали тексты часто не для пользы посетителя, а для вхождений поисковых фраз. Таким образом, было много переспамленных и бессмысленных статей. Именно поэтому в марте 2017 года Яндекс представил новый алгоритм определения переоптимизированных текстов – Баден-Баден.

Он должен выявлять документы, тексты на которых написаны не для человека, а для лучшего ранжирования в поиске, а затем понижать их в выдаче. Но настолько ли новый алгоритм? Нет, Яндекс уже предупреждал вебмастеров о том, что тексты должны быть для людей, без спама и переоптимизации.

Я немного запоздал и своевременно не опубликовал материал про данный алгоритм, хотя с момента его появления приводил в порядок не один сайт. Даже были проекты, которые попали под санкции по случайности и благодаря общению с поддержкой, справедливость восторжествовала. Сегодня я исправлюсь и подробно разберу данный вопрос.

Начну с кейсов. Заранее оговорюсь, что первый проект попал под санкции по чистой случайности, а второй действительно из-за переоптимизации, которая позволяла быть лидером в своей нише. Поехали!

Кейс #1: вывод интернет-магазина из-под Баден-Бадена

В конце весны начал работу по SEO-продвижению интернет-магазина игрушек. Это довольно большой и очень старый сайт, где ужасная структура и куча ошибок. В общем, работы предстояло много и я постепенно работал над улучшением сайта: от выявления и исправления всех технических ошибок до проработки внешнего вида сайта.

Для интернет-магазинов я редко использую тексты, больший упор на естественные вхождения в разных зонах. Плюс с данным проектом руки еще не дошли до проработки текстов для категорий и карточек товаров, так как были более приоритетные работы. Но, несмотря на это, 2 августа проект получил «письмо счастья». Видимость упала с 75% до 25%.

Запросы упали на 20 позиций.

Посещаемость, которая и так имела тенденцию падения — упала в разы. На графике показано по неделям, как падал проект.

Удивительное в этом случае то, что на сайте реально не использовались «SEO-тексты» с целью улучшения ранжирования. Но была большая проблема в формировании названия товаров и категорий. Исправить это было возможно только точечно. Также, были тексты в карточках товаров, которые предоставили производители. Да, они неуникальные, но не могли содержать в себе элементов для улучшения ранжирования.

До санкций, я точечно прорабатывал структуру сайта и оптимизацию. Особенно поработал над Title — одной из самых сильных зон текстовой оптимизации. Клиент, зная, что тексты не трогал, ругался на возможность санкций из-за Title. Но мы то знаем, что дело не в нем!

Что было сделано для исправления ситуации?

  1. На всякий случай убрал все тексты с категорий (так как их общее количество было не большое, то трафик с Google сильно не пострадал);
  2. Написал письмо в Яндекс с объяснением ситуации, что на сайте есть элементы, которые сформированы не с целью роста позиций, а из-за особенностей сайта;
  3. Для убедительности рассказал о проводимых работах, из-за которых руки просто не успели бы дойти до текстов.

7 сентября Яндекс снял санкции и трафик вернулся. Все довольны, работаю дальше над улучшением проекта для пользователей и роста трафика из поисковых систем. Кстати, ранее уже велись дискуссии про ошибки алгоритма:

Кейс #2: вывод сайта услуг из-под Баден-Бадена

Проблема сайтов-услуг в том, что они чаще всего полностью состоят из текстов. Удалить все тексты для ускоренного снятия ограничений в ранжировании невозможно.

С 20 апреля по 23 мая проект был занижен в результатах поиска.

Алгоритм сработал верно и наказал за действительную переоптимизацию на посадочных страницах, которую реализовал прошлый владелец проекта. Золотое правило «Пока все в ТОПе — не трогай» на этот раз подвело. Никому не рекомендую допускать подобные ошибки и сразу исправлять чужие ошибки в оптимизации, если за проект отвечаете Вы.

На сайте были полностью переписаны тексты и скорректирована структура посадочной страницы (ранее это был сплошной текст, сейчас разбитый на абзацы, списки, подзаголовки). Также добавили блоки с ценами, формы заказа и разные калькуляторы стоимости услуг.

24 мая проект вышел из-под санкций и восстановил позиции.

Вывод для себя: Лучше корректировать посадочную страницу с хорошими позициями и проблемной оптимизацией (с точки зрения естественности), отслеживая результат и приводя ее в порядок для пользователя, чем в будущем на месяц потерять трафик сайта.

Признаки Баден-Бадена от Яндекс

На основе кейсов можно отследить признаки алгоритма. Это поможет выявить, попал Ваш сайт под санкции или нет. Если весь сайт попал под санкции:

  • Появится уведомление в вебмастере о «переоптимизации»;
  • Характерно падение на 20 позиций по всей видимости сайта;
  • Навигационные запросы останутся в ТОПе;

Если под санкции попадет один или несколько документов:

  • Падение на 10-30 позиций;
  • Позиции по запросам для других документов (которые не попали под санкции) — сохраняются;
  • Уведомления в вебмастере не будет.

Из Яндекс.Директа никого понижать не будут 🙂

Баден-Баден: тексты для людей, а не машин

Механизм работы достаточно прост – Баден-Баден анализирует все документы на наличие переоптимизации ключевыми словами. Когда алгоритм определяет, что статья написана для поисковых систем, а не для людей, документ теряет свои позиции в поиске и опускается ниже. Если таких документов на сайте множество, то понижаются все его документы и появляется соответствующая отметка в Яндекс.Вебмастере.

В какой-то степени Баден-Баден стал вторым этапом чистки Яндекса после «Минусинска». Мы проиграли в борьбе с «SEO-ссылками» — хоть они и работают до сих пор, но благодаря информационной пропаганде — даже клиенты требуют отказаться от их использования. Но вернемся к Баден-Бадену.

Борьба с некачественными текстами, как и говорил, ведется не первый раз. Еще в 2011 году Яндекс заявлял, что ему не нравятся подобные тексты.

Те вебмастера, которые не прислушались к советам поисковика еще несколько лет назад, пострадали в 2017 году. Мне кажется, что доля таких пользователей небольшая, так как большинство уже давно отказались от неестественных методов продвижения. Особенно в коммерческих нишах, где невозможно согласовать с клиентом подобный бред.

Тем, кто попал под Баден-Баден, остается только переписать тексты, сделав их более информативными, либо совсем отказавшись от них. Тогда, после дополнительной проверки, занимающей несколько недель, санкции снимутся. Звучит просто, но на деле бывают проблемы.

Баден-Баден: зачем ты нужен?

Каждый из нас обращается к Интернету, надеясь отыскать там действительно важную, полезную, наиболее достоверную информацию. До введения первых алгоритмов пессимизации текстов можно было встретить абсолютно бесполезные и беспощадные статьи, в которых на тысячу знаков приходилось по 20 ключевиков.

Они были направлены не на информативность и пользу для человека, а на SEО-продвижение. Построение предложений и использование поисковых фраз в них были для роботов, но абсолютно непригодны для чтения и понимания человеком.

Смысл Баден-Бадена заложен в самом названии. Алгоритм, названный повторением двух слов будет бороться с неинформативностью и злоупотреблением в текстовой оптимизации. Это не значит, что SEO-тексты запрещены вовсе, нет, просто пора писать действительно для людей.

Кстати, как по мне, Баден-Баден все еще не избавил нас полностью от некачественных текстов. Существует масса информационных сайтов, где материалы пишут копирайтеры и абсолютно не разбираются в сфере. Также есть пример из опыта, где 1 документ был понижен в выдаче и вернул свои позиции в ТОП-5 из-за уменьшения объема текста и увеличения плотности ключевых слов.

3 раза используются ключевые слова на 290 символов без пробелов. Кроме этого, текст написан на странице интернет-магазина, где совсем небольшая необходимость в нем. Если полностью убрать такой текст или изменить объем/кол-во вхождений, то документ вылетает из ТОПа.

Принципы работы алгоритма

Алгоритм применяется абсолютно к любому сайту, вне зависимости от типа, тематики или коммерческости проекта. Проверке подлежит каждый текст, но понижаться в ранжировании может как весь сайт целиком, так и страницы по отдельности.

Яндекс традиционно не раскрывает тонкости своих алгоритмов. Ориентироваться нужно в первую очередь на ТОП, количество ключевых фраз и общий объем документа. В приоритете: читаемость и полезность информации.

Сайт попал под Баден-Баден – что делать?

В случае, если сайт попал под Баден-Баден, то в Яндекс.Вебмастере появится оповещение о нарушении в разделе Диагностика. Вас уведомят, что позиции сайта в результатах поиска понижены.

Кроме этого, если на сайте небольшое количество некачественных текстов, то могут понизить только их. В данном случае никакого уведомления Вы не получите. Ориентируйтесь на позиции документа.

Как исправить ситуацию и вернуть позиции? Давайте разберем несколько вариантов:

  • Необходимо исправлять тексты, улучшив их полезность для пользователя и уменьшив количество спамных вхождений;
  • Если у Вас интернет-магазин и сайт наказан за тексты в категориях, то можете полностью убрать их. Но помните, что таким образом Вы уменьшите количество вхождений в документ и позиции могут упасть в Google;
  • Общайтесь с поддержкой Яндекса. Иногда проблемы не с Вашим сайтом, а дело в ошибках алгоритмов поисковых систем.

После работы над ошибками нажмите кнопку «Я все исправил» и сайт проходит перепроверку.

Какие тексты нужно скорректировать?

  • С большим количеством спамных конструкций и переоптимизированным материалом;
  • С необычными фразами и конструкциями с нарушением правил русского языка.
  • С нелогичным построением предложений и непонятными способами формирования текстов;

Что учесть при написании текстов?

  • Связанность и логичность текста. Не дополнять сайты ненужной информацией только потому, что нужно достичь определенного количества слов или знаков, отказаться от длинных описаний в интернет-магазинах, перестать приписывать бессвязные хвосты абзацам – вот главные правила качественных статей;
  • Равняемся на ТОП по количеству вхождений и объему текста;
  • Большие тексты не всегда помогают в продвижении, иногда есть смысл их сократить!
  • Заменить некоторые ключи на синонимы или на похожие слова.
  • Разбивать текст на логические абзацы и структурировать его. Это поможет также визуально лучше воспринимать информацию.

Способы выхода из-под фильтра

Единственный наиболее правильный вариант – прекратить писать заспамленные тексты для машин, а использовать понятные и полезные материалы для людей. Чтобы полностью вывести сайт из под санкций, нужно исправить все плохие тексты. Также можно дополнительно опубликовать новые, информационные и менее «водные» материалы.

Тег <noindex> особо не спасает ситуацию и поэтому использовать его нет смысла. Повторный запрос на перепроверку сайта стоит делать только после удаления бессмысленных абзацев и понижения насыщенности текста ключевиками.

Нужны ли тексты интернет-магазинам?

Я помню, что был сильно удивлен, когда осознанно занялся продвижением сайтов и увидел тексты в категориях магазина. Они размещались под каталогом товаров так, чтобы пользователь обращал на них меньше всего внимания.

При согласовании подобных текстов, аккаунт-менеджеры утверждали клиентам, что их никто не читает и пишутся они только для ранжирования Вашего сайта. Бессмысленность подобных материалов была очевидна даже тогда. Но это работало, оптимизаторы вкладывали огромные суммы в написание текстов для интернет-магазинов и привлекали большой трафик.

Тогда так делали именно коммерческие сайты, используя бесполезные тексты для вхождения ключевых + коммерческих слов «купить», «цена» и т.п. Сейчас некачественные тексты пишутся и для информационных сайтов.

Возвращаясь к интернет-магазинам, то необходимость текстов нужно определять на основе поисковой выдачи. В большинстве случаев я обхожусь без них.

Как теперь продвигать сайты?

Практически ничего не изменилось: необходимо прорабатывать документы и размещать на странице только полезную для пользователей информацию. Пора отказаться от бессмысленных элементов.

При этом, работая с текстовыми вхождениями — раскидывайте их в разные зоны документа (с учетом полезности для пользователя). На страницах можно делать много естественных вхождений, о чем я рассказывал в материале про структуру посадочной страницы.

Баден-Баден – это возможность потратить деньги на качественный контент для пользователей и удобство его восприятия. Противостоять этому не нужно, единственный выход – менять свой подход к SEO-продвижению.

А как Вы относитесь к новому алгоритму Яндекса? Уже есть в копилке сайты, которые попали под бан? Делитесь своим опытом в комментариях.

Комментарии

2 коментария

  • Олег
    04.02.2018 в 20:01

    У меня только 1 проект из 8 попал под этот фильтр. До сих пор не вышел. Переписывать все материалы не хочется, их очень много. Легче новый сайт сделать.

  • Роман
    17.02.2018 в 23:06

    По ощущениям, что в начале февраля были в очередной раз наказаны сайты за некачественные тексты. Ежедневно анализирую позиции по важным словам, которые выпали в ТОП 30.

Добавить комментарий

Читайте также: